loading

Все как есть или повесть о настоящем Часть 2-я выпуск 1-й (черновик)

***

Конечно, я тоже начал пристально следить за новостями. При появлении Ступиной странички в «ВК» написал ему приветственно-почтительное письмо и, к моей радости, получил ответ. Если у человека есть интернет, значит, у него все хорошо, подумал я, тем более начали появляться новые песни. Хотя я был фанатом старых живых записей, считал их эксклюзивом, при появлении новых бурно реагировал лайками, репостами, комментами. И однажды получил от Ступы письмо приблизительно такого содержания: «Павел, вот рабочая запись новой песни, ни в коем случае никуда это не выкладывай, хочу узнать твое мнение». Я был польщен таким доверием и ответил, что, мол, да, качество, несомненно, возросло, но по сравнению с прошлым пропала какая-то изюминка, и что, Ступа, ты будешь крут, даже если споешь просто под пионерский барабан.

Я не стал ограничиваться одними лайками и начал думать, кому могло бы быть интересно творчество Ступы. Вспомнил, что его часто сравнивали с Алексеем «Углом» Фишевым. Начал завязывать диалоги с поклонниками Угла и как бы невзначай предлагать оценить Ступу.
Если выражаться профессиональным сленгом, стал прогревать целевую аудиторию и делать посев.

Конечно, никаких терминов я не знал, не подозревал даже, что начал осваивать азы SMM. У меня не было мыслей тем самым как-то помогать Константину. На тот момент я не знал его как человека, да и особо не интересовался этим, знал, что он достаточно известен в Орле, имеет много друзей и знакомых, зачем ему моя помощь.

«Но с какой целью ты начал тратить на это время?» – спросите вы. Но даже если не спросите, то я сам порой задаю себе этот вопрос. Попытаюсь наконец ответить на него.

Я окончил ж/д техникум по специальности «организация движения», по этой специальности и работал, а в качестве хобби занимался велотуризмом: разрабатывал веломаршруты, организовывал покатухи по области. В общем хлебом не корми, а дай что-нибудь организовать. Есть даже маршрут, который хотели назвать моим именем, «Орел – исток Оки», протяженность 80 километров, накатанный грунт и малодеятельный асфальт(дорога с хорошим покрытием и отсутствием машин-мечта российского велосипедиста). В общем, сделал для себя открытие, что удивительная красота находится у меня под носом, что можно открывать новые интересные места, не уезжая куда-то за тысячу километров. К чему я это все? Да к тому, что если бы у моих знаменитых земляков – Тургенева, Лескова, Бунина, Фета и прочих был бы хороший велосипед, то они меньше бы шлялись по заграницам и больше написали восторженных очерков о своей родине. Шутка, конечно.

Подвожу я к тому, что если бы Ступа жил, допустим, в соседней Туле, то я бы не стал заморачиваться. Повторюсь, что мне неважно было, какой человек этот Ступа, важно было, что вся эта история происходит рядом со мной, история, о которой захотелось рассказать как можно большему количеству людей.

Орловщина знаменита своими сынами-классиками, пейзажами, музыкантами (если Ступу можно сравнить по крутизне с Кобейном, то таких крутых, как «Сплин» или «Би-2», как уже говорилось, как собак нерезаных, просто нужно присмотреться и прислушаться). Еще у нас самые ярые футбольные фанаты. Помните, как небольшая группа болельщиков громко выступила во Франции против толпы изобретателей футбольного хулиганизма англичан? Тогда еще сам Владимир Владимирович удивился: как сто человек могут надавать люлей целой тысяче? Все просто, Вова! Костяк этой сотни составляли орловские ребята!

Еще у нас живет знаменитый велогонщик Денис Меньшов, победитель «Тур де Франс», потом, кажется, у него отобрали награду за допинг. К нему обращались Миша и Ступа в одном из юмористических роликов, в котором Миша сидит на моем велике.

Но это отступление от темы, да простит меня читатель, вернемся к нашим событиям.

Конечно, я хотел наконец-то побывать на концерте и увидеть Ступу вживую. Думал, поехать на «Эффект бабочки», он был в 20 километрах от города, но мои друзья-велосипедисты не составили мне компанию, а ехать на байк-фестиваль один на велосипеде я не решился, да и точной информации на афише не было. А вот «Крылья свободы» проходили недалеко от моего дома, можно было пройтись пешком через поле.

Ноябрь 2013-го, промозглая, ветреная, дождливая погода. Я оделся, положил во внутренний карман куртки бутылку водки, чтобы не замерзнуть, и пошел через поле, как планировал, сомневаясь, что при такой погоде может что-то состояться. Увидел идущих навстречу троих человек. Рассмотрел их и узнал: «Ночная трость». Встретились, я поздоровался и сообщил, что иду на их концерт. Они ответили, что концерт, наверное, будет, а пока они просто гуляют. Я предложил выпить. Барабанщик сказал, что им нельзя перебарщивать перед выходом на сцену, но немного пригубили. Ступа, покосившись на бутылку, отказался. Его всего трясло, одет он был довольно легко. «Заболеет же, как он выступать будет?» – подумал я.

Вот при таких обстоятельствах я впервые увидел Ступу. Первое впечатление: человек необычный, причем необычность его естественная и гармоничная, в отличие от тех людей, которые искусственно создают необычный образ.

Я пошел дальше, к сцене. Там было тихо, стояли четыре-пять мотоциклов, две-три машины, немного людей. Встретил давнего знакомого. В юности мы вместе снимали гараж: он – со своей группой, я – со своей. У нас своего репертуара не было, а они исполняли «Качели» и говорили, что это их песня. Мы им верили, так как оригинала еще не знали, и завидовали: песня казалась очень крутой.

В общем, поздоровался я с ним. Он сказал, что приехал просто посмотреть на Ступу, и сидел все время в машине.

С остальными немногочисленными зрителями я на тот момент знаком не был, разве что заочно с Русланом, который тоже оставлял частые комментарии в паблике. Ходил туда-сюда в состоянии зомби какой-то мужик, он явно не понимал, где находится, но все обращались к нему с почтением и называли его «Рембозо».

Концерт никак не начинался, организатор – симпатичная девушка Нора объявила: нет электричества, но электрики уже пытаются все исправить. Она знала, что будет холодно, и заготовила дрова для костра. Стали разжигать костер, но, несмотря на наличие бензина, он упорно не хотел разгораться: дрова промокли насквозь. Молодой парень (как оказалось потом, это Сашка Белый, я не знал тогда, что он гитарист НТ, на «Эффекте бабочки» и «Крыльях свободы» на сцене был его друг Славик) запел песню «Фантастика». Я подумал: «Круто, что молодежь тоже знает Ступу» – и начал подпевать. Подхватил и Руслан, и еще человек пять. Начали водить хоровод вокруг дымящегося костра и петь песни Ступы.

Смеркалось, одежда промокала все больше, водка заканчивалась, но вот раздался треск в колонках и долгожданное «раз-раз, один-один». Вышел Ступа, его уже не трясло, хотя стало уже подмораживать, очки «рейбан» придавали ему брутальности. Его встретили бурными овациями. Конечно, все дождавшиеся концерта зрители начали петь вместе со Ступой, я в том числе. Орал, наверное, громче всех, правда, слов новой песни «Гром» я еще не знал. Было исполнено всего пять песен. В 23:00 к Ступе на сцене подошел милиционер и сказал, что необходимо заканчивать. Все происходящее снимал на видео Евгений, в будущем лидер-основатель группы «Адовый мужик». В конце выступления он взял интервью у зрителей, мой комментарий там тоже присутствует.

«Крылья свободы» Ноябрь 2013

После выступления барабанщик покидает группу, видимо, не такого рок-н-ролла он ожидал. Ростислав по настоянию мамы отправляется в монастырь. Пробыл он там, правда, недолго: каким-то образом он имел доступ в интернет и, увидев, что начали выходить новые песни без его участия, поспешил вернуться.

Денис не опускал руки, использовал любую возможность, чтобы делать записи, и запланировал запись альбома дома у Белого. Ступа появился на запись один раз, спел хорошо, был доволен своей работой и пошел расслабляться.

Но получилось так, что голос нечаянно стерли, и, так как Костик был уже неработоспособен, взяли вокальные партии, оставшиеся от предыдущих записей.

Белый сделал аранжировки, альбом назвали «Фантастика». Ростислав обрушился с гневной критикой, мол, все это ерунда и недостойно называться «Ночной тростью». Но альбом все-таки вышел.

Тем временем байкеры задумали открыть свой бар Freedom, и по этому случаю пригласить выступить некоторых музыкантов, в том числе и «НТ». «Яйцы Фаберже» запланировали концерт в «Сфере Т», а на разогрев также позвали наших героев. Ребята вновь собрались, за барабаны сел Владимир Белоусов. Репетировать начали в ДК железнодорожников, где известный орловский музыкант Олег Празукин обустроил репбазу и сдавал ее всем желающим.

Я продолжал общаться со Ступой (я был уверен, что с ним) в «ВК» и спрашивал у него: почему за все время существования группы не было ни одного большого сольного выступления, а только какие-то фестивали и сейшены? Говорил, что пора бы сделать концерт с афишами и хорошей рекламой. В ответ получал размытые объяснения, что есть какие-то трудности и что-то в этом духе. Я захотел все-таки узнать, что это за трудности, и напросился побывать на репетиции.

Я испытывал определенную неловкость перед этой встречей, так как никогда не общался до этого с настоящими музыкантами, да и дискомфорт в абсолютно незнакомой компании никто не отменял. Но я собрался, сел на велик, несмотря на зиму (было 6 декабря 2013 года), и двинулся к ДК ж/д.

Встретились, поздоровались. Ребята, наверное, привыкли к тому, что вокруг них постоянно появляются какие-то люди, и я не почувствовал себя новеньким, разве что некоторых веселил транспорт, на котором я приехал.

Подвальчик у Празукина был довольно уютный и вместил в себя внушительную компанию: два гитариста – Славик и Белый, барабанщик Беляш, басист Ростислав, был даже бэк-вокалист, и, конечно же, Ступа. Кроме этого, был человек с видеокамерой, Евгений, которого я уже упоминал в предыдущей главе. Еще фотограф, который без устали фотографировал Ступу. Костик не обращал на это внимания, видимо, уже привык к щелчкам и объективу у лица. Иногда фотограф просил принять позу или сделать определенное выражение лица, Костик сразу же выполнял требование и дальше продолжал заниматься своими делами.
Я нашел местечко, где можно было присесть и, никому не мешая, наблюдать за происходящим.

Наконец-то начали играть. Ступа запел. Запел так, как будто это не репетиция, а выступление перед толпой зрителей, – с мощнейшим надрывом, который превратил Костика из маленького, щупленького человечка в сгусток энергии, от которой пробивает крупными мурашками.

Сыграли две песни, дальше решили перекурить и заодно сбегать в магазин. После перекура дело как-то не заладилось. Ростислав стал поправлять товарищей, объяснять, как нужно играть, да и сам часто сбивался. Чем дальше, тем меньше становилось музыки, а больше споров и выяснений. Барабанщик пошел прогуляться, Ступа взял бас у Роста и начал наигрывать «Силикатный кирпич». За барабаны сел хозяин студии Олег. Получилось неплохо.

Я разговорился с фотографом (его звали Денис), рассказал ему, что общаюсь со Ступой в «ВК». Тот сказал, что страничку ведет и, соответственно, отвечает на сообщения не Ступа, а он. На вопрос о нормальном концерте Денис ответил: для этого нужна хорошо отрепетированная программа, а ее, как ты видишь, нет. Еще он рассказал, что Ступе не на что жить и фактически он голодает, но при этом убедительно меня попросил не давать ему никаких денег.

Мне все это показалось немного странным. Когда наблюдаешь за всем происходящим в интернете, волей-неволей формируется свое стойкое понимание ситуации, разрушить которое можно лишь полностью погрузившись в жизненные реалии. С момента моего знакомства с Денисом я и стал постепенно в них погружаться.

Но зачем подробно описывать эти реалии? Чтобы хайпануть на грязном белье? Костик выше всего этого! Пусть у людей останется образ, который у них сформировался.

Наверное, эти замечания могли бы быть уместны, если б Константину довелось выступать на большой сцене с топовым звуком под аккомпанемент топовых музыкантов, сияя белоснежной имплантированной улыбкой. В этом случае в ряды его почитателей вступили бы и те, кто одно время говорил, что алкаши ночью под окном поют гораздо лучше какого-то Ступы, и в этом случае имело бы смысл заботиться о сохранении и формировании подобающего образа. Но так получилось, что творчество Ступы – это не образ или символ, его творчество – это жизнь и душа со всеми ее метаниями, взлетами и падениями. Поэтому, что бы я тут ни написал, это никак не сможет повлиять на величие Ступы.

Про какой голод говорит Денис, мы же живем в 21-м веке, тем более речь идет об известном в нашем городе музыканте, и почему, если голод, денег не нужно? Размышляя таким образом, я сообщил своему новому знакомому, что у меня бывает свободное время, есть автомобиль, и могу привезти, отвезти, если что. Денег лишних нет, и за это можно не переживать, а во всем остальном можно на меня рассчитывать. Денис сказал, что помощь, возможно, потребуется: завтра выступление в «Сфере Т», посещать такие мероприятия нет настроения, но надо бы присмотреть за Костиком, и еще в планах сделать качественную видеозапись какого-нибудь выступления.

Я согласился присмотреть за Костиком и предложил воспользоваться услугами своего друга, свадебного видеооператора, который зимой сидит без работы и возьмется за халтуру.

Так началось мое взаимодействие с Денисом, образовался, без преувеличений, судьбоносный для нашей истории тандем. Забегая вперед, скажу, что у нас были разные взгляды на некоторые вещи (однако тем самым мы скорее дополняли друг друга), но при этом было одно общее качество – упорство, или упертость, стремление осуществить задуманное несмотря ни на что.

С оператором договорились снять выступление 14 декабря 2013-го в баре Freedom, а 7 декабря я отправился в «Сферу Т» (это заведение позднее было переименовано в «Два пальца» и вскоре закрылось). Там «Ночная трость» должна была предварять выступление «ЯФ». Я был трезв, так как выполнял ответственное задание, которое заключалось скорее в том, чтобы трезвым взглядом оценить перспективы организации большого концерта. Они оказались не радужными.

Я не обладаю музыкальным слухом, однако лаги стали заметны сразу. Я не замечал их на «Крыльях свободы» так как был пьян, но, когда пересматриваешь видео, многое становится понятно. Костик держался первые две песни, пытаясь выдавать драйв, а потом, угостившись пивком, которое предложили зрители, поплыл, и к концу программы это было уже совсем печальное зрелище, еще печальнее оно стало после выступления.

Константин Ступин и группа Ночная Трость — Фантастика (г.Орёл, клуб «Sfera» 07.12.2013)

Для музыкантов и к ним приближенным отводился отдельный столик. Я, кстати, приближенным еще не был, а просто купил билет и наблюдал за всем стоя в сторонке. Так вот, Костик не стал садиться на отведенное ему место, он решил, что гораздо удобнее лечь рядом, прямо на полу. Попытки товарищей усадить его оказались безуспешными. Я тоже пытался поговорить с ним, но в ответ услышал бормотание и смех, похоже, что он был всем очень доволен.

Думаю, каждый видел алкашей, валяющихся в кустах или на остановке, картину обычно дополняют мокрые штаны, но не думаю, что кто-то ассоциирует это с настоящим панк-роком. Лично у меня это ассоциируется с большой бедой и трагедией, прежде всего для людей, которым приходится жить в одной квартире с подобным родственником. Остались ли в этот раз сухими штаны у Костика, не знаю. Увидев очередное перевоплощение Костика, на этот раз из харизматичного, брутального рокера в подзаборного алкаша, я вышел и по телефону доложил Денису о случившемся. Его, похоже, уже не удивляли подобные новости, он успокоил меня, сказал, что мы в данной ситуации вряд ли сможем чем-то помочь, рядом есть товарищи, музыканты, организаторы, они что-нибудь придумают.

Во Freedomе эти самые товарищи-организаторы, видимо, решили не допускать подобных инцидентов и угостили Костика и Ростислава веществами, альтернативными алкоголю. Друзья с удовольствием приняли гостинец прямо в туалете бара, бросив шприцы мимо урны.

Константин Ступин и группа Ночная трость (Live in bike & rock bar «FREEDOM» 14.12.2013)

Хозяину заведения такое не очень понравилось, он взял бейсбольную биту и решил прогнать виновников. Определить их не составило труда: в баре находились одни музыканты, настраивавшие инструменты. Конфликт удалось замять, выступление состоялось. Я, как и обещал, привез оператора, но снять что-то дельное не удалось, так как сцены не было и за спинами кучкующихся зрителей мало что было видно. На само выступление я особо не обращал внимания, был занят тем, что охранял камеру, установленную на штатив, и переживал, что ее снесут изрядно выпившие посетители. В большинстве своем отдыхающим было абсолютно все равно, кто выступает. В общем, вся эта атмосфера резонировала с моими представлениями о большом концерте «Ночной трости»…..

Книга

Комментарии закрыты